Как приручить драконов. Часть вторая

Сегодня мы поразмышляем о том, какие слова нужно, какие можно, а какие совсем не обязательно приручать.

Каждый, кто начинал самостоятельно изучать тот или иной иностранный язык, сталкивался с проблемой отбора слов для заучивания: ему приходилось решать, какие слова учить в первую очередь, какие оставить "на потом", а какие вообще даже и не пытаться учить.

А что в этом сложного: бери учебник для начинающих и учись по нему, в нем уже отобраны самые нужные слова. Согласен. Начинающий поступит мудро, если не будет забивать себе голову лишними вопросами и просто будет учить слова из учебника.

Кстати, сколько слов в обычном учебнике для начинающего? Обычно от 500 до 1000-1200. Много ли это? Достаточно ли? Достаточно для чего?

Может показаться странным, но это довольно сложный вопрос. У меня нет точных научных данных, говорящих о том, что же может человек, знающий около 1000 иностранных слов и основы грамматики. Я могу говорить только о своем собственном опыте, а также сделать некоторые разумные допущения.

А мой опыт говорит, что знание 1000 слов - это почти ничто. Попытки говорить, используя только эти слова, скорее похожи на изощренную форму пыток, попытки читать без словаря, да и со словарем тоже - это тоже занятие не для слабонервных, я уже не говорю о понимании радио, телевидения и кино, так как ни о каком понимании не может идти и речи!

Я, кажется, сказал, что 1000 слов - это ничто? Я, конечно, погорячился. Причем сильно. На самом деле знание правильных 1000 слов - это самая важная ступенька, на которую нужно подняться каждому, кто хочет в конечном итоге научиться свободно говорить (и не только) на иностранном языке.

Дело в том, что правильными словами на начальном этапе я считаю слова, чаще всего встречающиеся в большинстве ситуаций, текстов, фильмов и т.п. Именно такие слова и предлагают авторы учебников для изучения.

Для чего я об этом пишу? Для того чтобы те из вас, кто одолел первую ступеньку в изучении языка, не разуверился в пользе проделанной работы: столько много времени и сил потратил, а что в результате?

А в результате база, прочный фундамент, основа, основание для перехода из количества в качество. В один прекрасный день вы вдруг почувствуете, что движение по кругу, каким оно вам казалось, оказалось на самом деле движением по поднимающейся спирали, и теперь вы уже действительно кое-то можете! Но для многих из вас это ощущение - дело будущего, именно поэтому я, пройдя этим путем уже несколько раз, говорю вам: не теряйте веры и не бросайте начатое, никогда не бросайте начатое только потому, что у вас что-то не получается, ведь "если достаточно долго мучаться, то что-нибудь обязательно получится".

Итак, повторюсь: на начальном этапе надо учить самые употребительные слова, и для этого обычно достаточно просто взять учебник для начинающих и заниматься по нему.

Хорошо, представим, что начальный этап пройден - мы знаем около 1000 самых нужных слов. Что дальше?

Берем учебник для продолжающих, учим его? Сможем? А почему нет? Выучив его, мы овладеем еще около 1000 слов. Теперь мы будем знать уже 2000 слов! Ура! Теперь уже будет чуть полегче: можно уже сносно объясняться на бытовом уровне в стране изучаемого языка. Сможем ли мы читать достаточно легко? К сожалению, нет. Некоторые передачи радио мы уже сможем понимать (если с самого начала изучения языка постоянно слушали его, даже ничего не понимая). Будем понимать некоторые газетные статьи (не без помощи словаря, конечно).

Ладно, идем дальше. Берем учебник для совершенствующихся (обратите внимание, нас уже называют совершенствующимися!). Учим. В результате знание еще 1000 слов, и всего мы будем знать около 3000 слов. Что изменилось? Вроде бы, не очень многое: знание еще 1000 слов позволит нам расширить круг тем для беседы, мы сможем уже высказываться о том, что нас волнует и интересует, хотя и не так непринужденно, как хотелось бы; можно уже читать простые оригинальные художественные тексты (детективы, любовные романы, сказки), не опасаясь, что от перенапряжения мы потеряем сознание; газеты станут еще более понятными...

Уже кое-что, не правда ли!

А теперь начнется самое интересное! Именно начиная с этого этапа изучение языка пойдет намного быстрее, эффективнее и приятнее! И все потому, что мы овладели 3000 слов! Ух ты!

Почему же именно теперь? На то есть очень серьезная причина. Внимание, говорю важную вещь: вас спасет постоянное чтение, или постоянный просмотр телепередач и/или видео и кинофильмов, или постоянное чтение газет, или постоянное слушание радио, или все это вместе взятое.

Вас спасет постоянная практика!!!

Все ведь элементарно просто: если на начальном этапе (до того, как вы выучили 3000 слов) вам приходилось эти самые слова заучивать, то теперь они будут заучиваться почти без усилий, но при одном условии: при постоянном лавинообразном прохождении информации через мозг (термин Е.Д.Авериной).

Организовать "лавинообразное прохождение информации через мозг" не просто, а очень просто: читайте каждый день! слушайте каждый день радио! смотрите фильмы каждый день фильмы!

Здесь важен объем просмотренного, прослушанного, прочитанного!

Еще раз: важен объем прослушанного, прочитанного, просмотренного!

И еще раз: важен объем прочитанного, прослушанного, просмотренного!

А что это значит? А значит это то, что к помощи словаря нужно прибегать пореже, чтобы ускорить процесс, например, чтения. В словарь смотреть можно, и даже нужно, но только тогда, когда вам встретилось какое-нибудь слово - уже раз 20 - но вы никак не можете понять по контексту, по ситуации, что же оно, в конце-то концов, означает!

О значении многих незнакомых слов вы будете догадываться прямо во время чтения (слушания и т.п.)!

Нужно ли будет учить, заучивать какие-нибудь слова? Что за странный вопрос? Конечно, да!

Пассивное овладение словами через чтение и т.д. - это одно, а активное - это чуть-чуть другое.

Конечно же, нужно будет заучивать слова - правильные слова. И теперь за нас уже никто не решит, какие слова для нас правильные, а какие - нет (в отличие от первых этапов изучения языка).

Вся ответственность за расширение словарного запаса ложится на нас самих!

Вот и опять вопрос: какие слова учить, а какие - нет. С чего начали, к тому и пришли.

Поделиться: