Язык я учу только для того чтобы ...
Итак, на чем мы остановились? Ах, да, на вопросе постановки цели.
Давайте вместе порассуждаем, почему люди учат иностранные языки.
Во-первых, они это делают, потому что так надо.
Во-вторых, потому что им так хочется.
В-третьих, потому что и надо, и хочется.
Кто относится к первой группе? Это школьники и студенты, которым надо получать отметки в школе и сдавать экзамены, это работающие и служащие, которым в их работе нужно знание иностранного языка, это туристы, выезжающие на отдых за границу, это те, кто собирается уехать на постоянное место жительства в страну изучаемого языка.
Во вторую группу могут входить все те же категории людей, только доминирующим мотивом в изучении языка у них является интерес и желание. Это люди, для которых иностранный язык своего рода хобби, им больше нравится сам процесс, результат же является лишь побочным эффектом этого процесса. Цель их сильно не заботит, для них получение положительных эмоций от приобщения к иной культуре гораздо важнее.
А кто же в третьей группе? В третьей группе люди, которые сочетают полезное с приятным. Возможно, в начале иностранный язык им нужен был для какой-то конкретной цели, но в процессе его изучения они почувствовали вкус к самому процессу. А может быть и так, что человек занимался изучением языка как хобби, не ставя перед собой никакой конкретной практической цели, и вдруг эта цель появилась на горизонте, а она не могла не появиться, ибо такова логика процесса - постепенно он выводит к новым целям и становится источником новых желаний и потребностей.
Вернемся к первой группе, к тем, кто изучает иностранный язык в силу необходимости. Как я уже писал, это и школьники, и студенты, и рабочие, и служащие. Всех их объединяет одно: язык учится, потому что так надо. Но давайте зададимся вопросом: а кому, собственно, это надо? Вот тут мы и увидим, что эту группу можно разделить как минимум на две подгруппы. Разделение, конечно, условное.
В первую подгруппу войдут школьники и студенты, для которых иностранный язык - всего лишь один из предметов в курсе обучения, и они его изучаеют из чувства долга: учу, потому что иностранный язык стоит у нас в программе. Не было бы его там, не учил бы.
Такой мотив изучения языка не очень способствует успешному овладению им. Вернее, ни о каком успехе не может быть и речи! Пока человек делает что-то "через не хочу", пока процесс изучения ему противен, и он готов бежать куда подальше, он никогда не сможет овладеть языком, ибо он находится на положении РАБА... Он раб, и этим все сказано. Раб бежит от работы, если есть такая возможность. Какие-то дядьки и тетьки решили уже все без него и за него, что ему остается? - подчиняться или бунтовать, или делать вид, что подчиняешься, в то же время ведя свою собственную игру...
Что же делать, если вы узнали себя в этом описании, если вы и есть тот школьник или студент, которого заставляют учить этот ненавистный английский, или немецкий, или французский? Выход-то всего один. И вы уже знаете, какой: осознать все недостатки ситуации, в которой вы находитесь (а ведь все были школьниками), и найти для себя ЛИЧНЫЙ смысл в изучении языка.
Нужно спросить у самого себя: а лично мне он зачем нужен? На этот вопрос легче ответить тем, кто уже поставил перед собой определенные жизненные цели, кто знает, зачем он живет, кто достаточно ярко видит образ своего желаемого будущего. Если же вы еще не знаете, чего вы хотите от этой жизни, вам будет трудно не только с иностранным языком, вам будет трудно почти во всем. Но самое страшное то, что вы всегда будете ведомым, всегда будете следовать чужим инструкциям, подчиняться чужой воле!!! Вам это надо? Вопрос, думаю, чисто реторический.
Итак, выход у вас один: найти для себя лично значимый смысл изучения языка.
Ищите! Или все останется по-прежнему...
Новостная рассылка
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новые статьи на ваш почтовый ящик!