Не дай языку умереть

Казалось бы, банальный совет, но почему-то мало кто из нас ему следует. Еще со школьной скамьи нам все уши прожужжали: "Заниматься надо регулярно", "Заниматься надо регулярно", а мы что? - в одно ухо влетело, в другое вылетело. А зря. Это говорит только о том, что мы не умеем видеть в, казалось бы, банальном глубокий смысл, мы не осознаем всю пользу этого совета, а не осознаем мы его пользу от того, что никогда серьезно не задумывались, как устроена наша память и как работает наше мышление.

Все дело в том, что изучение языка требует очень активной работы памяти, а память так устроена, что ей просто необходимо, чтобы проходящая через нее информация довольно часто повторялась в той или иной форме, иначе память выбрасывает эту информацию как засоряющий ее мусор.

Природа так устроила, что намного лучше запоминается то, что реально необходимо для жизни и деятельности. А как же память может узнать, нужно это или нет для существования человека и для его деятельности?

Очень просто: она делает прогноз. Да, да. Память, или, вернее, мозг человека умеет строить прогнозы на подсознательном уровне.

Если информация пришла в мозг один раз, она остается в нем, но только в кратковременной памяти, и если мозг в скором времени не получит похожую информацию, начнется стремительный процесс забывания информации за ее ненадобностью, неактуальностью.

Почему так происходит? Каждое мгновение в нас вливается огромный поток информации. Запомнить его весь невозможно, да и не нужно. Мозг человека вынужден каким-то способом определить, что из входящего ценно, а что - нет. Простейший способ для этого: проверить, как часто та или иная информация повторяется во входящем потоке, и если она входит только единожды, забыть ее, как страшный сон. Причем, проще всего мозгу проверить информацию на повторяемость за небольшой промежуток времени, скажем, за несколько минут. Несколько минут он еще способен удерживать, пусть и на подсознательном уровне, почти весь поток входящей информации. А через эти несколько минут он будет просто вынужден потеснить старую информацию, и расчистить место для новой.

Итак, мозг проверяет, не повторилась ли какая-либо информация за несколько минут. Если такая есть, она переходит в следующее хранилище: среднесрочную память. В отличие от краткосрочной памяти, которая имеет наибольшую пропускную способность и наименьший период существавания каждого кусочка информации, среднесрочная память имеет среднюю пропускную способность и среднее время хранения.

Вернемся, однако, к процессу запоминания. Итак, какая-то информация прошла первый рубеж - кратковременную память и оказалось в памяти
среднесрочной. Что теперь? Теперь мозг не суетится, теперь ему нет нужды каждые несколько секунд проверять, повторилась ли какая-либо из частей информации, находящейся в среднесрочной памяти, или нет. Главное, чтобы она повторилась хотя бы пару раз до конца действия среднего срока, отсчет которого начинает сразу после перехода информации в среднесрочное хранилище. Этот срок может быть от часа до суток: у каждого человека срок хранения информации индивидуален.

Если информация повторилась, мозг со спокойной совестью передает дальше - в отдел долговременной памяти, который будет из всех сил стараться
как можно дольше удерживать ее в активном состоянии, может быть, даже всю жизнь.

Но и оттуда информация может "выветриться". Чтобы этого не происходило, надо время от времени (чем дальше - тем реже: через месяц, год, несколько лет) освежать информацию.

Какие же можно отсюда сделать выводы?

I. Заниматься регулярно крайне необходимо.

II. Нужно стараться повторять запоминаемию информацию как минимум 3 раз: в первый раз через несколько минут после первичного ознакомления, во второй раз через час-сутки, и в третий раз через неделю-месяц. Это необходимо делать для того, чтобы запоминаемый материал последовательно переходил из кратковременной в среднесрочную, а затем и в долгосрочную память, и остался там надолго.

III. Повторения порций материала накладываются друг на друга: за один урок желательно изучить что-то новое, повторить пройденное на прошлом уроке и закрепить материал, который изучался сравнительно давно.

IV. Отсюда вытекает необходимость регулярных занятий.

Именно эту модель и именно по описанным выше причинам я и старался внедрить при разработке словарного тренажера Vocablis. Буду использовать эту модель и во всех моих будущих разработках.

Поделиться: