Как приручить драконов

Всегда, когда я начинаю учить новый иностранный язык, я задумываюсь над тем, какие слова я буду запоминать, в каком объеме и как я это буду делать.

Эти проблемы стоят не только передо мной, но и перед каждым изучающим иностранный язык. Еще раз их перечислю:

1. Определить, сколько слов нужно выучить (Количество).

2. Какие это будут слова (Содержание).

3. Как учить (Метод(ы))?

Все эти задачи ваимосвязаны, решение одной зависит от решения других, и наоборот.

Чтобы найти решение этих задач, нужно уметь задавать себе правильные вопросы - в этом половина успеха. Вторая половина успеха заключается в умении найти правильные ответы на заданные вопросы.

Три самых главных вопроса мы себе задали. Что дальше?

А дальше будем искать остальные вопросы, без ответа на которые нельзя ответить на три основных вопроса.

На самом деле есть еще один вопрос, который главнее всех трех первых вместе взятых: что значит "знать" слова?

Вот на него мы сейчас и будем искать ответ.

Можно услышать: "Я знаю 1000 английских слов." "Он знает очень много немецких слов". "Она знает 10000 французских слов", "ученик после кончания средней школы должен знать 3000 слов изучаемого иностранного языка".

Если мы что-то знаем, мы не просто храним в голове информацию, мы готовы ее использовать. Истинное знание - это такое знание, которое можно использовать! Все остальное - мертвый груз!

Значит, если я знаю слово, во-первых, я могу его узнавать в речевом потоке или на письме, я понимаю, что оно означает, и во-вторых, я могу его употреблять в речи и на письме. Первое - это пассивное знание, второе - активное.

Мы понимаем гораздо больше слов, чем можем употребить - даже в своей родной речи. Научиться понимать слова намного проще, чем научиться их употреблять. Почему?

Потому что для того, чтобы правильно употребить то или иное слово, нужно знать не только его само, но также нужно знать, в какой форме его употребить, с каким предлогом, в каком месте предложения, и самое сложное - нужно знать кучу словосочетаний, в которые это слово входит (их бывает до сотни и больше!).

Всего этого знать не надо, если мы хотим просто понимать. Если мы хотим просто понимать, самое главное - это уметь соединять отдельные слова в единое смысловое целое, то есть уметь восстанавливать смысл целого по его частям, а его части - это слова.

Есть, однако, такая закономерность: чем больше слов человек умеет понимать, тем больше слов он умеет и употреблять.

И еще. Граница между пассивом и активом очень зыбкая - слова, которые мы знаем только пассивно, могут легко перейти в разряд активной лексики, для этого лишь нужна практика говорения или письма: мы слышим слова от собеседника, мы их понимаем (предполагается, что раньше мы их не употребляли), а потом отвечаем на его реплики, и в ответе используем эти слова. Таков путь трансформации пассивной лексики (то есть слов) в активную.

Но мы немного забежали вперед. Для начала надо овладеть этим самым пассивом, и постоянно работать над его расширением.

На начальном этапе овладение даже пассивом сопряжено с большими трудностями, причем, самая главная трудность в том, что новые слова не оставляют отпечатка в памяти, они как-бы скользят по ее поверхности, оставляя в ней лишь едва заметные следы.

Опять-таки возникает вопрос: а почему?

А потому. Потому что в каждом языке есть только ему свойственные звукосочетания, на которых строится большинство слов. В новом языке, который мы изучаем, эти звукосочетания другие! Для того, чтобы почувствовать облегчение в запоминании иностранных слов необходимо, чтобы эти основные звукосочетания осели в нашей памяти, тогда каждое новое иностранное слово будет для нашей памяти уже как-бы и не совсем новым - оно для нее будет состоять из знакомых элементов! А это уже большое облегчение. Это значит, что энергия, необходимая для запоминания формы слова будет минимальной. А кто из нас может похвастаться излишками энергии? К тому же, во взрослом возрасте энергообеспечение памяти ограничено: большая часть энергии идет на обеспецение процессов мышления, память у взрослого человека только на подхвате, она обслуживает мышление...

Все это время мы говорили о сложности запоминания формы слов. Однако нам важно не только запомнить форму, но также соотнести эту форму и содержание, которое в нее вкладывается, то естьзначение слова.

Мы слышим слово "стол" и мы представляем предмет "стол". Слово "стол" - это указатель на предмет "стол". Любое слово - это лишь указатель на какой-то элемент реальной или вымышленной действительности.

При освоении родного языка мы слышали слова и видели (ощущали, осязали, слышали, чувствовали запах) предметы, действия, свойства предметов и действий. Это создало необходимые ассоциациисвязь между словом и элементом действительности.

Такая же задача стоит и перед изучающим иностранный язык: создать связь между формой и содержаниемсловом и его значением.

Еще раз повторю, что на начальном этапе труднее всего освоить форму, поэтому надо работать над фонетикой, стараться научиться правильно произносить звукисочетания звуков, затем словасловосочетания, и потом предложения. Но и этого мало. Надо окунуться в речевой поток.

Сделать это можно разными способамислушая радио, записи аудиокурсовтелепередачи и так далее. Делать это необходимо даже если вы ни слова не понимаете из того, что слышите!

Но даже этого не достаточно. Слова все-таки надо учитьактивно проговаривать их, что позволит мышлению вычленить на подсознательном уровне часто встречающиеся сочетания звуков, и после этого они перейдут на хранение в память. Активное и многократное проговаривание новых и старых слов решит первую и самую главную задачу: в вашей памяти образуется банк звукосочетаний, и запоминание будет с каждым днем идти все легче и легче.

Процесс изучения языка похож на ход часов: если смотреть на часовую или даже минутную стрелку, очень трудно или даже невозможно заметить их движение, но ведь они движутся! Также и при изучении языка: изменения происходят настолько плавно и постепенно, что мы не можем их заметить в ходе работы. Однако, оглянувшись назад, мы видим, что прошли уже большой путь!

Вам будет трудно заметить, как изучение слов становится все более и более легким процессом, но это не значит, что облегчения не наступило. Поверьте мне и моему опыту: наступает момент, когда слова начинают учиться почти сами собой - в процессе общения, чтения, просмотра видео, кинофильмов, телепередач.

Главное - это постоянный приток нужной и интересной нам информации. Правда, вы ощутите этот эффект только когда перейдете с уровня начинающих на уровень продолжающих, но ведь дело того стоит, не правда ли?

Поделиться: